1920

Федеральное государственное унитарное предприятие «Аэрогеодезия», преемник Петроградского полевого округа, было создано в Петрограде решением № 1019 Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) Совнаркома России и Постановлением Коллегии Высшего геодезического управления (ныне Роскартография) от 30 июня 1920 года.

Первый адрес предприятия — Петроград, ул. Разъезжая, дом 3

Первые специалисты были мобилизованы из рядов Красной Армии.

Ранние работы предприятия были направлены на обеспечение топливом замерзавшего Петрограда (изыскания на Вейнмарских торфяниках, на Боровичских месторождениях горючих сланцев, на реке Волхов для ГЭС).

Вся более чем 85-летняя история предприятия — пример безупречной деятельности в интересах государства и общества. Для удовлетворения потребностей обороны и развития страны «Аэрогеодезией» были созданы по государственным заданиям более 300 тысяч номенклатур (наименований) топографических карт и планов различных масштабов.

Волховская ГЭС (первенец ГОЭЛРО), Беломорско-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь, Урало-Кузнецкий сырьевой бассейн, Большой Каракумский канал, Камский каскад ГЭС, нефтегазовые месторождения республики Коми и Сибири, алмазные месторождения Архангельской области, атомные станции и другие крупнейшие стройки, вошедшие во все учебники новейшей истории и экономической географии СССР и России, проектировались с использованием специальных геодезических сетей топографических карт и планов, созданных «Аэрогеодезией». В целом, предприятие «Аэрогеодезия» обеспечило сплошными исходными геодезическими сетями и картами масштаба 1:10 000 и мельче миллионы квадратных километров Северо-Запада, Прибалтики, Чукотки, Камчатки, Урала, Таймыра, Якутии, Новой Земли, Антарктиды, ряда иностранных государств.

В истории отечественной геодезии и картографии с предприятием связано все самое передовое, новое, самые сложные виды работ
Первый начальник предприятия
Василий Васильевич Успенский, бывший действительный статский советник Управления Уделов, выпускник Московского межевого института
Васенко А.Б.
Руководитель проекта и член экипажа стратостата «Осоавиахим-1»
1927

С 1927 г., впервые в СССР, в «Аэрогеодезия» для картографирования широко применяется фотосъемка с аэростатов и самолетов.

1934

На стратостате «Осоавиахим-1», сконструированном, изготовленном и испытанном в «Аэрогеодезия» (гондолу сделали на Ленинградском металлическом заводе), был установлен мировой рекорд высоты — 22 000 метров, что, по мнению специалистов, явилось первым шагом в космос. На предприятии был создан собственный летно-съемочный отряд с самолетным парком (четыре самолета Р-5). Наш коллектив гордится такими именами как:

  • Васенко А.Б., руководитель проекта и член экипажа стратостата «Осоавиахим-1», поставившего в 1934 г. мировой рекорд высоты 22 тыс. метров;
  • Русинов М. М., конструктор известных не только в нашей стране, но и во всем мире широкоугольных объективов «Руссар», Лауреата Ленинской и четырех государственных премий;
  • Шахвердов А.Ш., соавтор Русинова М.М. по разработке объективов «Руссар», Лауреат Ленинской премии;
  • Викторов Н.В., конструктор аэрофотоаппаратов широкоугольного мультиплекса и оптической предельной трубки для танка Т-34, дважды Лауреат государственной премии;
  • Емельянов Л.А., топограф, Герой Социалистического труда;
  • Израилев П.Г., лучший изобретатель геодезии и картографии, заслуженный рационализатор страны и многие другие.

В годы Великой отечественной войны ведущие специалисты предприятия были мобилизованы. Оставшиеся специалисты камерального производства выполняли задания Ленинградского фронта, Полевые подразделения работали по заданию Генерального штаба армии.

1948

Деятельность предприятия универсальна и обширна. С 1948 г. по 1974 г. предприятие выполняло работы по развитию сплошных сетей триангуляции 2-3 классов, объем работ свыше 32 тыс. пунктов, что составляет примерно ~ 20% общего числа пунктов этих классов на территории всей страны.

1949

При предприятии организовано оптико-механическое экспериментальное производство (ОМЭП). Одним из основных направлений деятельности ОМЭП — разработка и выпуск аэрофотосъемочной аппаратуры. Другое направление — радиоэлектронное приборостроение. «Аэрогеодезия» — единственный в стране изготовитель и поставщик точных топографических фотокамер для аэро- и космических съемок.

Практически все аэрофотосъемки для точного картографирования в СССР и странах бывшего соц лагеря выполнены этими аэрофотоаппаратами

С 1970 г. ОАО «Аэрогеодезия» — исполнитель топографо-геодезических работ в Антарктиде

1959
Так как особое место в деятельности «Аэрогеодезия» занимает Санкт-Петербург, за 1959-1962 гг. «Аэрогеодезией» была создана в Ленинграде лучшая в СССР главная геодезическая сеть города. Карты «Аэрогеодезии» являются основой разрабатываемых Генеральных планов развития мегаполиса. Мониторинг новой застройки позволяет оперативно (от 1 дня) изготавливать для многих заказчиков актуальные карты Петербурга различной тематики. По заказам организаций, фирм, частных лиц созданы (в том числе в цифровом виде) тысячи специальных открытых карт (для предпроектных разработок, ТЭО, офисных, для органов управления, для демаркации межгосударственной границы, для выборов и т.д.) малыми тиражами (от 1 экземпляра).

1956

С 1956 г. работники предприятия оказывают помощь в производстве топографо-геодезических работ в Анголе, Афганистане, Вьетнаме, Ираке, Иране, Китае, Кубе, Лаосе, Мозамбике, Монголии, Сомали, Судане и других странах.

1970

Начало работ по картографированию Антарктиды. Специалисты предприятия принимали участие в 18 советских и всех российских антарктических экспедициях. Впервые в мире предприятием «Аэрогеодезия» созданы карты подледного рельефа значительных территорий материка Антарктиды, находящихся иногда под толщей льда в несколько километров.

1972

Предприятию поручено построить в Пулковской обсерватории станцию (астрономо-геодезический пункт) для наблюдений ИСЗ в геодезических целях, и проводить эти работы синхронно с аналогичными станциями, расположенными в других регионах СССР и в ряде социалистических стран. Строительство началось в 1972 году, а в 1973 году АГП-1327 вступил в строй. За период 1973-1991 гг. здесь выполнен большой объем фотографических, лазерно-дальномерных и радиотехнических (допплеровских) наблюдений ИСЗ, результаты которых были использованы на завершающей стадии сложного процесса уравнивания огромной трансевразийской астрономо геодезической сети СССР. Исходный пункт этой сети и всей широко известной советской Системы координат 1942 года «Пулково, Сигнал А» был также восстановлен специалистами Предприятия и в настоящее время является памятником.

1974

Предприятие приступило к топографической съемке континентального шельфа и внутренних водоемов (морей Балтийское, Баренцево, Карское, Охотское, Японское) и озер (Белое, Ильмень, Кубенское, Ладожское, Псковское, Чудское) с помощью высокоточных эхолотов, сконструированных и изготовленных на предприятии.

1978

С 1978 г. обновление топографических карт осуществляется с использованием космических снимков.

Космический снимок

1980
Предприятие завершило топографическую съемку масштаба 1:25 000, на площади 2,13 млн. кв. км.

1988

С 1988 г. предприятие создает точные цифровые объемные модели и цифровые карты местности, в том числе территорий предприятий и их коммуникаций (с 1992 г. в основном по материалам аэрофотосъемок).

1990

С 1990 г. предприятие приступило к выпуску открытых топографических карт для нужд населения. На основе топографических съемок предприятием в последнее десятилетие выпущено более 300 наименований туристских, справочных и других карт для широкой продажи. Некоторые из этих карт печатались тиражами по 100-150 тысяч экземпляров.

1991

Выполнены первые определения координат с применением ГЛОНАСС/GPS-систем. Имеется постоянно-действующая станция глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS с парком производственной спутниковой аппаратуры.

1994

С 1994 г. предприятие подключилось к выполнению работ по демаркации Государственных границ Российской Федерации, которые производятся ежегодно по сегодняшний день.

1995

Подразделением ОМЭП предприятия создан аэрофотоаппарат АФА-ТК-21/23 с форматом кадра 23×23 см. Аппарат предназначен для получения высококачественных изображений местности, и может применяться во всех отраслях, где необходимы аэроснимки с высокими метрическими свойствами изображения.

1996

Первым в России предприятие изготовило цифровую карту местности масштаба 1:2000 повышенной точности крупного города (Вологды) за период чуть больше года после выполнения аэрофотосъемки.

1997

Вошла в строй полиграфическая машина «Планета-Веримат-26», что позволило предприятию выполнять работы полного цикла по созданию картографической продукции для широкого круга пользователей.

На Всероссийской выставке «Российские традиции качества», проводившейся Госстандартом РФ, технология и работы предприятия получили диплом «За высокое качество разработок наукоемких технологий».

С 1994 г. предприятие участвует
в проведении линии государственных
границ Российской Федерации
Полиграфическая машина «Планета-Веримат-26»
1998

Началось создание цифровой топоосновы на города Северо-Запада РФ: Петрозаводск, Сосновый Бор, Тосно, Череповец и др. За короткий период предприятием были созданы геодезические основы и выполнены топографические съемки масштаба 1:2000 почти в 200 городах северо-запада, в т.ч. в некоторых — масштаба 1:500, со съемкой подземных коммуникаций. «Аэрогеодезия» владеет всеми каталогами координат, высот и точными картами всех масштабов на указанные территории.

2000-2002

Выполнены не имеющие аналогов в стране по объему топографо-геодезические работы (восстановление и реконструкция геодезических сетей топосъемка и создание ЦТП масштаба 1:1000 и ЦТК 1:25000) в Норильском промышленном районе.

2002

Начались работы по развитию на территории Антарктиды с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/ GPS, фундаментальной астрономо геодезической сети (ФАГС) и высокоточной геодезической сети (ВГС) в системе эллипсоида WGS −84.

Топографо-геодезические работы

2002-2003

В предельно короткие сроки созданы план г. Санкт-Петербурга масштаба 1:25000 в цифровом виде и цифровая топографическая карта масштаба 1:100000 на г. Санкт-Петербург и его окрестности.

С 2002 г. проводятся в значительных объемах работы по подготовке исходных данных для ведения электронного Государственного каталога географических названий.

2005

Создание геодезической основы по железной дороге СПб-Москва для нужд Российских железных дорог (запуск скоростных поездов Сапсан).

2006

Создание спутниковой геодезической каркасной сети на территорию Гвардейского и Черняховского районов Калининградской области. Создание опорно-межевой сети на территории населенных пунктов Гвардейского и Черняховского районов Калининградской области, включая г. Гвардейск и г. Черняховск (для нужд Роснедвижимости).

2007

Создание геодезической основы по железной дороге СПб-Бусловская для нужд Российских железных дорог (запуск скоростных поездов Аллегро).

Создание спутниковой каркасной сети на территории г. Санкт-Петербурга.

Развитие спутниковой геодезической городской сети на территории Ломоносовского, Петродворцового и Красносельского районов (договор с ГРИИ).

Создание геодезической основы по железной дороге
2008

Создание фрагмента спутниковой геодезической сети 1-го класса вдоль границы Российской Федерации, Норвегии и Финляндии.

Начало измерительных работ. Встреча делегаций на пограничном переходе

2009
Создание фрагмента спутниковой геодезической сети 1-го класса вдоль автомобильной трассы СПб-Вологда.

2010

Реконструкция городской геодезической сети г. Вологда.

С 2002 г. вся картографическая продукция создается только с применением цифровых технологий. От «мокрого» производства предприятие полностью отказалось.
2010

Создание фрагмента спутниковой геодезической сети 1-го класса вдоль автомобильной трассы «Кола» СПб-Мурманск.

Геодезическая привязка базовых спутниковых геодезических станций, расположенных на территории Мурманской области в городах: Кандалакша, Апатиты, Мончегорск, Мурманск и поселке Никель.

Определение координат и высот пунктов геодезической разбивочной основы для реконструкции транспортного узла на правобережном съезде с Литейного моста со строительством нового тоннеля.

2010-2015

Работы на объектах «Ковдорский ГОК» г. Ковдор, Мурманской области.

2010-2015

Полевые и камеральные работы по проверке прохождения линии российско-финляндской, российско-норвежской границам исоставлению Протокола-описания арендуемоой Финляндской республикой российской части Сайменского канала.

Полевая проверка границы между
Россией и Норвегией

2011

Работы по созданию фрагмента сети из 14 пунктов для постоянно действующих стационарных спутниковых дифференциальных геодезических станций на территории Ленинградской области.

Создание современной топографо-геодезической основы муниципального образования город Мурманск. Разработка технического проекта для производства геодезических работ по модернизации городской геодезической сети на территории муниципального образования «Город Мурманск».

Развитие и сгущение планово-высотного обеспечения в промышленно развитых регионах с использованием мобильных спутниковых геодезических комплексов на территории Вологодской и Ленинградской областей.

Развитие спутниковой геодезической сети 1 класса на основе наблюдений глобальных навигационных спутниковых систем на части территории Архангельской области.

Вынос каркаса Большой ледовой арены, г. Сочи.

Большая ледовая арена в г. Сочи
2012

Наблюдения на пунктах фундаментальной астрономо-геодезической сети (ФАГС) Пулково и Ловозеро в составе международной сети станций слежения.

2013

Модернизация и реконструкция сети нивелирования I класса в городе Санкт-Петербурге с использованием спутниковых геодезических измерений.

Создание фрагмента сети пунктов СГС-1 на территории Республики Коми.

Создание планово-высотной основы на участке проектируемой высокоскоростной ж.д. магистрали Москва-Казань.

Развитие высокоточной геодезической сети (ВГС) в Северо-Западном ФО.

2014

Создание пунктов Высокоточной геодезической сети (ВГС) в Северо-Западном ФО.

Обеспечение перехода к единой государственной геодезической системе координат (ГСК-2011) при ведении государственного кадастра недвижимости Марийском кадастровом округе.

Создание ортофотопланов и координатного описания береговой линии на акваториях морских портов Архангельск, Астрахань и Оля.

Формирование базы данных ортофотопланов Восточной части Финского залива на зону юрисдикции Российской Федерации.

Закладка и определение планово-высотного положения пунктов и определение азимутов на ориентиры на территории Обуховского завода.